Исторические сведения о монастыре

IMG 13531

   Касимовский Казанский женский монастырь был основан в 1627 году старицей Устиньей. Об этой женщине известно, что она семь лет была больна ногами. Когда уже не осталось никакой надежды на излечение, она удостоилась увидеть во сне Божию Мать, которая приказала больной идти в город Казань за образом, списанным с чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Образ этот старица должна была найти в лавке у одного купца, торгующего мукой. Устинья повиновалась. С большим трудом собралась в путь и водой отправилась до Казани.

 

Прибыв в город, она отыскала купца, указанного ей в сонном видении. В лавке у него была найдена заветная икона. Купец уже знал о цели визита, так как сам во сне получил откровение. Устинья с благоговением приняла образ и сразу почувствовала исцеление.

Старица радостно поспешила на родину. Дорогой она посетила монастырь преподобного Макария Желтоводского, и получила в благословение образ преподобного Макария. Возвратившись в Касимов, Устинья обе принесенные иконы поставила в церковь великомученицы Параскевы-Пятницы, а сама с детьми стала строить деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Землю под храм ей подарил касимовский царевич Сеид-Бурган и его мать касимовская царица Фатима-Султан-Сеитовна (урожденная Шакулова).

Так вот около возведенного храма Казанской Божией Матери старица Устинья и основала женский монастырь.

Вот что говорится в писцовых книгах г. Касимова за 1627 г. о Казанской церкви: «Церковь Пречистыя Богородицы Казанская деревянная клецки, да у той же церкви придел Макария Желтоводскаго чудотворца, а церковь и придел не освящены, а тое церкви чудотворный образ Пречистыя Богородицы Казанския и образ чудотворца Макария Желтоводскаго стоить в церкви у великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, а строит тот храм старица Устинья с детьми, а под церковь отмерено 6елой земли в длину двадцать восемь сажен, поперек тож, да к той же церкви дано порожнего пустаго места старой пустоты белой же земли против церкви, да за дорогой в длину семнадцать сажен, поперек 12 сажен, к тому же храму отмерено под двор строительнице старице Устинье с детьми одиннадцать сажен, поперек шесть сажен с полусаженью».

По тем же писцовым книгам, церкви этой принадлежали две иконы: чудотворная икона Пресвятой Богородицы Казанской и икона Макария Желтоводского чудотворца. Стояли они временно, до окончательной отделки строившейся церкви в Касимовском же деревянном храме великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы. То есть, предание, дошедшее до нас, полностью подтверждается архивными документами.

Обе иконы описаны были Войековым и Рыковым довольно подробно: «Да в том же храме (св. Параскевы, нареченной Пятницы) стоит чудотворный образ Пречистой Богоматери Казанской, моление старицы Устиньи с детьми, оклад серебренный басманный золочен, венцы у Пречистой Богородицы и у Спаса серебренные чеканные золочены, да у того же образа пелена бархат червчет на середине крест, а та пелена приклад боярина князя Ивана Михайловича Воротынского стоит на аналое, налой золочен дорогами, да перед тем же образом свеча местная восковая данья пушкаря Въяла Прокофьева; образ Макария Желтоводского Чудотворца обложен окладом серебренным басман золочен, да у того же образа пелена данья Алексея Чубарева, да перед тем же образом лампад медной данья посадского человека».

Около 1653 года владелец г. Касимова, касимовский царь Сеид-Бурган принял христианство и был назван в святом крещении Василием. После принятия христианства царевич Василий Арсланович стал оказывать монастырю всяческую помощь и покровительство: «игуменью с сестрами и кормил и поил и на одежду давал из своих доходов».

Из сыновей касимовского царевича Василия Арслановича особенно покровительствовал Казанскому монастырю касимовский царевич Яков Васильевич, который умер молодым, 7 января 1677 года, и погребен был в Казанском монастыре. Он один из крещеных царевичей Касимовских похоронен городе Касимове, а все остальные царевичи Касимовские, потомки Василия Арслановича, да и сам Василий - погребены в Московском Златоустовском монастыре.

Гробница царевича Якова Васильевича существовала до революции. По правую сторону каменной Казанской церкви находилась вросшая в землю каменная небольшая часовня, воздвигнутая над его могилой. Внутри часовни посредине было сделанное из кирпичей возвышение вроде гробницы над местом упокоения царевича. На возвышении лежал камень со следующей надписью: «Лета 7185 (1677) году генваря в 7 день на собор Иоанна Предтечи представися раб Божий царевич Иаков Васильевич касимовской».

Существует предание, что царевич Яков вел жизнь благочестивую и однажды, когда был при смерти, получил, чудесное исцеление от чудотворной иконы Казанской Божией Матери (моление старицы Устиньи). В благодарность за свое исцеление он подарил в монастырь две богатые священнические ризы.

Кроме риз, Казанскому монастырю царевич Яков пожертвовал несколько икон, которые сохранялись в монастыре до дня его закрытия. В монастыре паломникам показывали две пелены, ткань серебряную по красному рытому бархату, переделанную из священнических риз, пожертвованных царевичем Яковом Васильевичем в монастырь.

Память о царевиче Якове Васильевиче в Казанском монастыре свято хранилась всегда. В былые времена в монастыре был его портрет, но он сгорел во время пожара. Простой народ брал песочек с пола часовни над могилой царевича, и исцелялся таким образом от зубной боли.

В монастырской ризнице хранился небольшой образ Божией Матери, вышитый искусными руками, как говорит предание, касимовской царицей Фатимой (которая втайне была христианкой), супругой её сына Марьей Никифоровной, и внучками Евдокией и Домной. Видимым знаком благочестия этой семьи были две пожертвованные ими иконы. Одна из них была пожертвована монастырю Царицей Фатимой, бабкой царевича Иакова. Риза Царицы Небесной на этой иконе очень красиво и искусно вышита серебром, по преданию, собственноручно самой царицей Фатимой и ее внучками - сестрами Царевича Иакова. Другая икона - жертва матери царевича Иакова Марии Никифоровны (урожденной Плещеевой), супруги Царевича Василия Арслановича. Риза Царицы Небесной на этой иконе представляет собою очень тонкую и изящную работу. Она вышита серебром по шелку и украшена жемчугом и камнями, как говорит предание - собственноручная работа самой Марии Никифоровны. Одна из этих икон была в Касимовском музее и куда-то пропала. Есть слух о том, что где-то в Прибалтике есть Казанская икона из Касимова, но он требует подтверждения.

После смерти Фатимы монастырь был вынужден просить помощи у великих государей Иоанна и Петра Алексеевичей. В дальнейшем он расширялся и включил в себя Пятницкую церковь. На месте деревянной Казанской церкви в начале 18 века была воздвигнута каменная церковь того же наименования. В таком виде монастырь зафиксирован на плане, вычерченном И. С. Гагиным в 1849 году (более поздние планы монастыря в Касимове не сохранились). Уже позже составления этого плана - в 1850 году - Казанская церковь была разобрана и начала возводиться другая, более обширная, законченная постройкой в 1864 году. Она сохранилась до революции. Сейчас на ее месте стоит так называемая «пятиэтажка» (почему-то в ней на поверку оказалось не 5, а 4 этажа).а от остальных монастырских строений остались несколько сестринских корпусов, в том числе , в двух местах остатки монастырской каменной ограды и две угловые башни.

IMG 2889В годы первой мировой войны на территории монастыря действовал лазарет, и монахини оказывали посильную помощь раненым. После революции, когда в первую очередь стали закрываться монастыри, было образовано религиозное общество при Казанской церкви. В 1922 году из храма была изъята риза с чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Икона была «одинакового размера с чудотворною Казанскою... Она в серебряно-вызолоченном окладе и украшена аметистами и топазами» - написано в клировых ведомостях за 1914 год. Икона была окружена «40 изображениями сцен из жизни Богоматери... Изображения разделяются бордюром в стиле империи» - указывается в описи изъятия ценностей. Потом в музей была перенесена и сама икона.

В 1930 году было ликвидировано и само религиозное общество, а 30.07.30г. Постановлением Рязокрисполкома храм был передан под хлебопекарню.

К концу XX века от монастырских строений остались несколько сестринских корпусов, в том числе три каменных двухэтажных, в двух местах остатки монастырской
IMG 2892каменной ограды и две угловые башни.

В 2012 году Преосвященный Дионисий, епископ Касимовский и Сасовский, благословил начало возрождения Касимовского Казанского монастыря.

Источники:

  • Фонды Государственного Архива Рязанской Области.
  • Добролюбов И. В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX столетиями и библиографическими указаниями.
  • Шишкин Н. Историко-статистическое описание Касимовского Казанского монастыря.
  • Прот. В. Правдолюбов. Религиозная история Касимова.
  • Синельникова Т. П. Касимовский Казанский женский монастырь.

Из настоятельниц Казанского монастыря известны:

1. Иустина (уп. в 1627г.)
2. Игумения Анисия, (1653г.)
3. Игумения Мавра, (1689 г.)
4. Игумения Вера, (1691 г., в указе Петра Великого 1715 г.)
5. Игумения Сапфира, (1716 и 1738 гг.)
6. Игумения Елисафета, (1738-1741 гг.)
7. Игумения Евфимия, (1741г.)
8. Игумения Ефросиния, (1741-65г)
9. Игумения Таисия (1765-1773 гг.)
10. Игумения Елисафета (1773-1779 гг.)
11. Игумения Надежда (1779-1796 гг.)
12. Игумения Агния (1796-1999гг)
13. Игумения Евпраксия (1799-1816)
14. Игумения Серафима (1816-1823)
15. Игумения Ангелина (1823-1825 гг.)
16. Игумения Варвара (1825-1836 гг.)
17. Игумения Елпидифора (1837-1839 гг.)
18. Игумения Олимпиада (1840-1868)
19. Игумения Евпраксия (1868 - 1892 г., ?1900г)
20. Игумения Анфия (1919 г.)

Из священнослужителей, бывших при Казанском монастыре, известны:

1. Филарет уп. в 1642 г.

2. Харалампий уп. в т. г.

3. Иродион умер в 1691 г.

4. Симеон Фомин р. в 1691 году янв. 12.

5. Стефан Феофилактов ум. в 1734 г.

6. Андрей уп. в 1722 г.

7. Савва уп. в 1722 г., увол. в 1740 г.

8. Стефан Стефанов р. 7 февр. 1734 г.

9. Симеон Симеонов р. 31 мая 1740 г.

10. Исидор Феодосиев умер. 6 марта 1791 г.

11. Иоанн Гавриилов ум. 9 мая 1791 г.

12. Иоанн Стефанов р. 31 окт. 1749 г.

13. Феодор Иоаннов уп. с 1765 г. 14 авг. 1779 г.

14. Иоанн Исидоров уп. с 1782-1809 г.

15. Иоанн Симеонов р. в 1783 г.

16. Иоанн Димитриев уп. с 2 июн. 1791-1811 г.

17. Иоанн Иоаннов уп. с 5 дек. 1792 г. по 13 июл. 1813 г.

18. Матфий Иоаннов Касимовской уп. с 15 авг. 1811-30 г.

19. Прот. Иоаким Феодоров Краснов уп. с 30 окт. 1813 по 1 ноября 1825 г.

20. Михаил Иаковлев Миртов уп. с 21 окт. 1825-50 г.

21. Иоанн Фомин Ижевский уп. с 1 янв. 1831 г. по 23 июн. 44 г.

22. Иоанн Лукин Соловьев уп. с 20 март. 1868 г.

23. Гавриил Иоаннов Пустынский уп. с 1868-70 г.

24. Иоанн Васильев Мирославлев уп. с 15 окт. 1870 по 29 авг. 85г.

25. Евдоким Иоаннович Смирнов сост. с 25 янв. 1845 г.

26. Василий Васильевич Рубин сост. с 16 сент. 1885 г.