Касимовский Казанский женский монастырь

   Касимовский Казанский женский монастырь был основан в первой половине XVII столетия старицей Иустинией.

Предание, дошедшее до наших дней гласит: жила в Касимове благочестивая женщина Иустиния, семь лет она мучилась от болезни ног, практически не вставая с постели. Однажды ей, усердной богомолице, во сне явилась Царица Небесная и повелела отправиться в Казань, чтобы принести оттуда список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери.

Женщина немедленно исполнила повеление и в Казани нашла икону в лавке купца, торгующего мукой. Оказывается, ему тоже было видение во сне, чтобы он бесплатно отдал икону просительнице. Старица Иустиния, горячо помолившись у иконы, получила исцеление от своей болезни. Она радостно поспешила домой, посетив по дорогеa монастырь св. преп. Макария Желтоводского, где получила в благословение образ преподобного Макария.

Возвратившись в Касимов, Устинья обе принесенные иконы поместила в церковь великомученицы Параскевы Пятницы, а сама, вместе со своими сыновьями Прохором и Фролом стала строить деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Землю под храм ей подарил касимовский царевич Сеид-Бурхан и его мать, касимовская царица Фатима-Султан-Сеитовна (урожденная Шакулова).

Так было положено начало основанию Казанского женского монастыря.

В 1627 года церковь была отстроена и в нее перенесены обе иконы.

Вот что говорится в писцовых книгах Воейкова и Ракова г. Касимова за 1627 г. о Казанской церкви: «Церковь Пречистыя Богородицы Казанская деревянная клецки, да у той же церкви придел Макария Желтоводскаго чудотворца, а церковь и придел не освящены, а тое церкви чудотворный образ Пречистыя Богородицы Казанския и образ чудотворца Макария Желтоводскаго стоить в церкви у великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, а строит тот храм старица Устинья с детьми, а под церковь отмерено 6елой земли в длину двадцать восемь сажен, поперек тож, да к той же церкви дано порожнего пустаго места старой пустоты белой же земли против церкви, да задорогой в длину семнадцать сажен, поперек 12 сажен, к тому же храму отмерено под двор строительнице старице Устинье с детьми одиннадцать сажен, поперек шесть сажен с полусаженью».

Довольно подробно описаны в писцовых книгах и обе иконы: «Да в том же храме (св. Параскевы, нареченной Пятницы) стоит чудотворный образ Пречистой Богоматери Казанской, моление старицы Устиньи с детьми, оклад серебренный басманный золочен, венцы у Пречистой Богородицы и у Спаса серебренные чеканные золочены, да у того же образа пелена бархат червчет на середине крест, а та пелена приклад боярина князя Ивана Михайловича Воротынского стоит на аналое, налой золочен дорогами, да перед тем же образом свеча местная восковая данья пушкаря Въяла Прокофьева; образ Макария Желтоводского Чудотворца обложен окладом серебренным басман золочен, да у того же образа пелена данья Алексея Чубарева, да перед тем же образом лампад медной данья посадского человека».

Около 1653 года касимовский царевич Сеид-Бурхан принял христианство и был назван в святом крещении Василием. После принятия христианства царевич Василий Арсланович стал оказывать монастырю всяческую помощь и покровительство.

В 1688 г. игуменья и сестры монастыря били челом великим государям Иоанну и Петру Алексеевичам: «В прошлых де годех изстари Касимовом владели царевич Василий Аросланович (сына Алеевича) и мать его царица Фатима Салтан Сеитовна, и их, игуменью с сестрами, кормили и поили и на одежду давали из своих доходов. А как царевича и царицы не стало, и Касимов со всеми доходы отписаны на государей (московских), то им денежной и хлебной руги не дают. Для того пожаловали бы их годовою ругою. И государи 7197 (1598) года генваря дня указали своему путному ключнику Захарию Красникову из Шацких дворцовых сел из десятинного хлеба игуменье давать в год ржи по три четверти с осминою, овса тож, а рядовым двадцати четырем старицам ржи и овса по две четверти с осминою. Да в Касимове из таможенных или кабацких доходов игуменье по два рубля, а рядовым по полтине».

Из сыновей Василия Арслановича особенно покровительствовал Казанскому монастырю касимовский царевич Иаков. Существует предание, что царевич Иаков вел благочестивую жизнь. Однажды, тяжело заболев, он долго молился у иконы Казанской Божией матери и получил чудесное исцеление. В благодарность за свое исцеление он подарил монастырю две богатые священнические ризы. В монастыре паломникам еще долго показывали две пелены из ткани, шитой серебром по красному рытому бархату, переделанные из священнических риз, пожертвованных царевичем Иаковом Васильевичем. Кроме риз, царевич Иаков подарил несколько икон, которые сохранялись в монастыре до дня его закрытия.

Своим благочестием царевич возбудил ненависть фанатиков-мусульман. Жестоко избитый ими, он вскоре умер - в возрасте то ли 17, то ли 25 лет. По правую сторону каменной Казанской церкви находилась вросшая в землю небольшая каменная часовня, воздвигнутая над его могилой. Внутри часовни над местом упокоения царевича было устроено возвышение вроде гробницы. На возвышении лежал камень с надписью: «Лета 7185 (1677) году генваря в 7 день на собор Иоанна Предтечи представися раб Божий царевич Иаков Васильевич касимовской».

Память о царевиче Иакове Васильевиче в Казанском монастыре свято хранилась всегда. На месте его погребения люди стали получать исцеления от болезней, о которых велись записи, впоследствии уничтоженные. В былые времена в монастыре был портрет царевича, но он сгорел во время пожара. Сейчас часовня и могила царевича сравнены с землей.

В монастырской ризнице хранился небольшой образ Божией Матери, как гласит предание, вышитый искусными руками касимовской царицы Фатимы (которая втайне была христианкой), супругой её сына Марьей Никифоровной и внучками Евдокией и Домной. Видимым знаком благочестия этой семьи были две пожертвованные ими иконы. На одной из них риза Царицы Небесной очень красиво и искусно вышита серебром - по преданию - собственноручно самой царицей Фатимой и ее внучками, сестрами царевича Иакова. На другой иконе риза Царицы Небесной также представляет собой очень тонкую и изящную работу: она вышита серебром по шелку и украшена жемчугом и камнями .Как говорит предание - собственноручная работа матери царевича Иакова Марии Никифоровны Никифоровны (урожденной Плещеевой), супруги Василия Арслановича. Одна из этих икон находилась в Касимовском музее, но затем куда-то пропала. Существует слух о том, что где-то в Прибалтике есть Казанская икона из Касимова, но он требует подтверждения.

Монастырь в дальнейшем расширился и включил в себя Пятницкую церковь. В начале 18 века на месте деревянной Казанской церкви была воздвигнута каменная церковь того же наименования. В таком виде монастырь зафиксирован на плане, вычерченном И. С. Гагиным в 1849 году (более поздние планы монастыря в Касимове не сохранились). В 1850 году Казанская церковь была разобрана, и на ее месте начала возводиться другая, более масштабная, строительство которой было закончено в 1864 году. Она сохранилась до революции.

В годы первой мировой войны на территории монастыря действовал лазарет, и монахини оказывали посильную помощь раненым. После революции, когда монастыри стали закрывать, было образовано религиозное общество при Казанской церкви. В 1922 году из храма была изъята риза с чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Она была «одинакового размера с чудотворною Казанскою, которая в серебряно-вызолоченном окладе и украшена аметистами и топазами» - написано в клировых ведомостях за 1914 год. Икона была окружена «40 изображениями сцен из жизни Богоматери… Изображения разделяются бордюром в стиле империи» - указывается в описи изъятия ценностей. Потом в музей была перенесена и сама икона.

В 1930 году было ликвидировано религиозное общество, а 30.07.30 г. Постановлением Рязокрисполкома монастырский храм был передан под хлебопекарню.

Впоследствии оба храма были разрушены. Сейчас на месте Казанского храма стоит четырехэтажный жилой дом, а от остальных монастырских строений осталось несколько сестринских корпусов, находящихся в аварийном состоянии, часть стены и две башни.

Список настоятельниц Казанского женского монастыря:

1. Основательница Казанского монастыря старица Устиния. 
2. Игумения Анисия, упоминается в 1663 г.
3. Игумения Мавра, упоминается в 1689 г.
4. Игумения Вера. Хирот. 1691 г., упоминается в указе Петра Великого 1715 г.
5. Игумения Сапфира, упоминается 1716 и 1738 гг.
6. Игумения Елисафета, упоминается в 1738-1741 гг.
7. Игумения Евфимия, упоминается в 1641 г.
8. Игумения Ефросиния, управляла монастырем с 1641 по 1665гг.
9. Игумения Таисия (1755-1763 гг.)
10. Игумения Елисафета (1773-1779 гг.)
11. Игумения Надежда (1779-1796 гг.)
12. Игумения Агния (1796-1999гг.)
13. Игумения Евпраксия (1798-1816гг.)
14. Игумения Серафима (1816-1823гг.)
15. Игумения Ангелина (1823-1825 гг.)
16. Игумения Варвара (1825-1836 гг.)
17. Игумения Елпидифора (1837-1839 гг.)
18. Игумения Олимпиада (1840-1868 гг.)
19. Игумения Евпраксия (фев. 1868 - точно до 1892 г., упоминается и в 1900г.)
20. Игумения Анфия (1919 г.)

Использованы материалы:

1.Т.П.Синельникова, Касимовский Казанский женский монастырь, сайт «История, культура и традиции Рязанского края», 2005г.

2.Н.И. Шишкин, История города Касимова с древнейших времен, Рязань, «Узорочье»,2002г.

3.Протоиерей Владимир Правдолюбов, Религиозная история Касимова, издание Успенской церкви г.Касимова, 2004г.

/Фотографии/