14 января 2020 г. Обрезание Господне. Свт.Василия Великого (379).

jAQ0f8ryjfo Это – великий христианский праздник, установленный в воспоминание обрезания, совершенного во исполнение Моисеева закона над Богомладенцем в восьмой день по рождении, при этом ему дано и имя Иисус, то есть Спаситель. Установление праздника относится к первым векам христианства; в IV в. встречаются несомненные следы его существования, в беседах отцов и учителей Церкви..

 

«Обрезание было дано Аврааму прежде закона, после благословений, после обетования, как знак, совершенно отделявший его, и его детей, и его домочадцев от народов, с которыми он сходился (Быт. 12, 3). И ясно: ибо когда Израиль провел в пустыне сорок лет отдельно – сам по себе, не войдя в смешение с другим народом, то те, которые родились в пустыне, не были обрезаны. Когда же Иисус [Навин] перевел их через Иордан, то они были обрезаны, и явился второй закон обрезания… (Нав. 5, 2; 5, 6–7). Поэтому обрезание было знаком, отделявшим Израиля от народов, с которыми он обращался. 
Но оно было образом крещения. Ибо подобно тому, как обрезание отсекает не полезный член тела, но бесполезный излишек, так и через Святое Крещение у нас обрезывается грех. Ясно же, что грех – излишек желания, а не полезное желание. Ибо невозможно, чтоб кто-либо даже совершенно не имел желания или был совсем не знаком с удовольствием. Но бесполезность удовольствия, то есть бесполезные и желание, и удовольствие, это есть грех, который обрезывает Святое Крещение, дающее нам в качестве знака честный крест на челе, не отделяющий нас от народов, ибо все народы получили крещение и запечатлены знаком креста, но в каждом народе совершенно различающий верного от неверного. И потому, после того как явилась истина, бесполезен образ, также и тень. Поэтому обрезываться теперь – излишне и противно Святому Крещению. Ибо обрезывающийся должен есть весь закон творити (Гал. 5, 3). Господь же был обрезан для того, чтобы Он исполнил закон; а также Он соблюл и весь закон, и субботу для того, чтобы Ему исполнить и укрепить закон (Мф. 5, 17). А с того времени, как Он принял крещение и Дух Святой явился людям, сходя на Него в виде голубя, с того времени стало возвещаться духовное служение, и образ жизни, и Царство Небесное» (прп Иоанн Дамаскин.Точное изложение Православной веры). "Иудеи хвалились обрезанием. Апостол Павел в Послании к Римлянам пишет: «Обрезание должно быть знамением обрезания сердца от всего нечистого и страстного». Такое обрезание бывает только в нас, верующих во Христа. Как? Благодатью Святого Духа. И такое только обрезание сердца Духом делает настоящим обрезанным (см. Рим. 2, 29). Это говорил он в побуждение иудею оставить иудейство и обратиться к вере во Христа Господа, чтоб стать истинно обрезанным» (свт Феофан Затворник) (Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни)